Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
350051, г. Краснодар, ул. Офицерская, 43
Версия для незрячих
  1. Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф. Вараввы
  2. Конференция
  3. Форум
  4. XXI Международная конференция
  5. Роль библиотек в сохранении исторической памяти
  6. ОТ ГОЛОГО ФАКТА – К СМЫСЛУ ИСТОРИИ: БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ В ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ УРГПУ

ОТ ГОЛОГО ФАКТА – К СМЫСЛУ ИСТОРИИ: БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ В ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ УРГПУ


Страницы: 1
Ответить
RSS
ОТ ГОЛОГО ФАКТА – К СМЫСЛУ ИСТОРИИ: БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ В ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ УРГПУ, Лилия Николаевна Якина, к.п.н., главный библиограф Научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, Россия
 
Светлана Николаевна Самошина, главный редактор,
Научной библиотеки Уральского государственного
педагогического университета, Екатеринбург, Россия

В технологической и гуманитарной сферах деятельности Научной библиотеки в образовательной среде университета, как показывает практика, одним из необходимых и действенных способов библиотечно-библиографической работы становится создание электронных образовательных библиографических продуктов (ЭОБП) в формате компьютерных презентаций для обучающихся (тематических указателей в интерактивном режиме, визуализированых обзоров-онлайн) для продвижения учебных, учебно-методических и научных изданий, имеющихся в фонде и в электронных библиотечных системах (ЭБС).

Визуальные модели представления библиотечно-образовательных ресурсов посредством библиографической продукции реализуются в гуманитарно-просветительской деятельности НБ и в системе учебно-воспитательной работы вуза.

Практика показала: студентам малоэффективно предлагать библиографические списки. Подача библиографического материала изменяется, об этом говорят и преподаватели вуза. Для нового поколения читателей характерны такие предпочтения в восприятии материала, как динамичность, визуализация, интерактивность, компактность, структурность, удобство и быстрота доступа. Этим потребностям отвечают продукты на основе применения информационно-компьютерных и Интернет-технологий. С помощью сервиса Prezi.com создаются мультимедийные презентации с нелинейной структурой – виртуальные обзоры изданий в интерактивном формате.  

Мы ориентируемся на демонстрацию электронных библиографических иллюстрированных продуктов в формате презентаций перед дискуссионной формой общения с читателями, но стараемся при этом сделать так, чтобы по охвату изданий и систематизации источников они были полноценными указателями и расширяли представления об изданиях по теме. Электронные иллюстрированные библиографические указатели в интерактивном онлайн-режиме работы охватывают значительный по объему рекомендованный репертуар для чтения, концентрируют сведения об изданиях под определенным углом зрения: исходя из целей и задач, категорий читателей, специфики указанных направлений. Постараемся раскрыть ее в проектировании образовательной библиографической продукции для изучения актуальных тем истории и формировании исторического сознания обучающихся.

Востребованность электронных образовательных библиографических продуктов с визуализацией подтверждается увеличивающимся количеством просмотров. Кроме того, они демонстрируются и комментируются на библиотечно-библиографических занятиях, в ходе проведения встреч с читателями – студентами вуза и школьниками, распространяются в образовательных учреждениях. Так, электронный визуализированный указатель по художественной литературе "Лучшие книги о Великой войне – новому поколению читателей" к 70-летию Победы был предоставлен во все школы Орджоникидзевского района Екатеринбурга. Издания (их более 60) распределены по разделам "Уральские писатели и поэты о Великой Отечественной войне" и"Детям и юношеству – о Великой войне".          

Практика показала, что библиографический указатель в книжной коммуникации выполняет роль смыслового интегратора в комплексе с библиотечно-педагогическими технологиями в соответствии с приоритетными направлениями воспитательной работы вуза, что следует учитывать в проектировании ЭОБП и способов их использования. Базовые характеристики библиографии в информационном обеспечении деятельности профильных кафедр вуза, несомненно, относятся и к созданию ЭОБП для изучения актуальных тем студентами. В то же время, ее адресованность обучающимся привносит особенности, касающиеся поиска, отбора, обработки, систематизации, оформления, сохранения, распространения и предоставления репрезентативной достоверной информации в решении учебно-воспитательных, интеллектуально-исследовательских задач в изучения истории и в гуманитарных направлениях подготовки педагогов.

Мы наметим проектирование прообраза подобного продукта, определим логику и возможности его внедрения для построения модели тематических электронных библиографических продуктов образовательного типа при подготовке историков.

Выделим основные, на наш взгляд, исходные моменты в проектировании ЭОБП и общие принципы, на которые следует опираться. Ориентированность на изучение социально значимых, актуальных, дискуссионных тем в изучении истории для формирования исторического мышления и духовно-нравственных ценностей обучающихся задает логику и определяет возможности ЭОБП (принцип подчиненности проектирования образовательным целям и потребностям, интересам потребителя продукции и услуг). Содействие в решении учебно-воспитательных и научно-методических задач через продвижение качественной литературы, современных изданий, отвечающих нормам и требованиям доступности и безопасности образовательного контента, является доминантной функцией библиографии в вузе (принцип многовариантности решения с аргументированным выбором источников и обоснованной структуризацией в конструировании ЭОБП). Целесообразность в реализации познавательной, развивающей, воспитательной функций библиотеки обусловливает специфику проектирования соотношений элементов контента в структуре ЭОБП (слово-образов, названий разделов, их последовательности, библиографических данных, цитат, аннотаций, текстов, ссылок, визуализаций), актуализирует внедрение библиотечно-педагогических технологий.

Представим практику НБ в области библиографии по сопровождению образовательной деятельности в изучении актуальных тем истории в педагогическом вузе. Библиотека включилась в масштабный публицистический социально-исторический проект члена Союза журналистов России Н.М. Паэгле "Если бы не 1917, если бы не 1937…", реализованный в 2017 г. в УрГПУ. Нам хотелось показать        роль библиографии в изучении резонансной темы революции, вызвавшей особое внимание; оказать содействие преподавателям кафедры истории России в подготовке участников к обсуждению проблемных вопросов в ходе проводимых мероприятий.

"К 100-летию Октябрьской революции" – виртуальный библиографический обзор публицистических и научных изданий фонда НБ по теме российской социалистической революции – пополнил рубрику "Публикации" на странице проекта. Необходимо было в привлекательной интерактивной форме представить репертуар изданий таким образом, чтобы показать читателям динамику исследования и трансформацию оценок событий, фактов, значения Октябрьской революции отечественными и зарубежными историками во временном и ценностном отношении. Принципы отбора были следующими: интеграция и дифференциация источников, целостность и выделение уникальных материалов по теме, визуальное решение с привнесением смысловых элементов для стимулирования изучения, осмысления противоречий, рефлексии различных интерпретаций в рассмотрении данного феномена. С целью повышения интереса читателей к системному углубленному изучению вопросов, связанных с событиями 1917 г. в России, повлиявшими на дальнейший ход развития мировой истории, книги сгруппированы по разделам: "Воспоминания и оценки революции современниками", "Издания, отражающие оценки Октябрьской революции историками советского периода", "Постсоветские исторические издания"; приводятся цитаты из текстов.

При проектировании ЭОБП "К 100-летию Октябрьской революции" мы консультировались с преподавателями профильных кафедр УрГПУ; ориентируя будущих педагогов-историков на повышение методических компетенций в обучении по одной из сложных тем отечественной истории, использовали новый учебно-методический комплекс по изучению истории в школе "История России" для 9 и 10 классов в соответствии с ФГОС основного общего образования. Если для обеспечения научной, исследовательской деятельности в указателе важны количественный и качественный показатели (охват изданий, релевантность), определяющие его когнитивный компонент, то в конструировании содержания ЭОБП не менее значимым становится его аффективное воздействие: мотивирующее, стимулирующее, воспитывающее), направленное на повышение познавательной активности субъекта. Данный указатель соответствует выделенным нами общепедагогическим целям и принципам, что позволяет считать библиографический источник репрезентативным для решения комплекса задач в достижении результатов личностного, предметного и метапредметного уровней, актуализированных ФГОС высшего образования.

Эти идеи и принципы развивались и при создании виртуального обзора изданий библиографического характера в компьютерной презентации "Забвению предать нельзя: читаем книги о трагедии Холокоста" – по теме, несущей трагический опыт истории и серьезный духовно-нравственный смысл. Для привлечения читателей к углубленному изучению и осмыслению вопросов, связанных с событиями массового преследования и уничтожения евреев нацистами в 1933–1945 гг., в обзоре были представлены: подборка из 30 публицистических и научных книг, научно-методических статей в педагогической периодике из фонда НБ с доступом к их электронным версиям в ЭБС; даны цитаты из этих книг – произведений известных ученых, актуализирующих проблемные зоны исследований по теме. Книги и библиографические сведения о них сгруппированы в разделы: "Воспоминания очевидцев. Еврейские авторы о Холокосте", "Российские ученые о еврейской трагедии ХХ века", "Издания зарубежных исследователей социологии Холокоста". Разделы сформированы таким образом, чтобы показать различные ракурсы видения событий и их оценки как уроков истории; углубить понимание структуры знания по теме; выделить аспекты исследовательской работы и методики проведения бесед в школе. Структура обзора задана принципами целостности в отборе источников, – показать: взгляд представителей народа, пострадавшего в трагедии Холокоста; опыт осмысления событий в российской историографии; рефлексию европейских ученых-гуманистов; методическую составляющую в освоении темы обучающимися. Духовно-нравственная оценка отображена в визуальном оформлении слайдов. Обеспечено использование ресурса в режиме удаленного доступа: просмотр контента; чтение библиографических записей и аннотаций, цитат с переходом к текстам электронных версий изданий в ЭБС.

Библиографический обзор предназначен для использования в качестве методического пособия при организации занятий, семинаров о трагедии Холокоста, в том числе при подготовке и проведении Уроков Толерантности в библиотеке УрГПУ и в образовательных учреждениях. Уже на этапе ознакомления читателей с изданиями он мотивирует их к постижению причин, сути процессов и осмыслению уроков Холокоста, воздействует на мировоззренческом уровне благодаря смысловым акцентам, подбору изданий, содержанию аннотаций, художественному оформлению. Потенциал данного ЭОБП, выполняющего роль смыслового интегратора, раскрыт на библиотечном занятии со студентами историками 4-го курса к Международному дню памяти жертв Холокоста; была применена диалоговая форма общения. Будущие педагоги получили опыт организации такого диалога в книжной коммуникации при обсуждениях со школьниками проблем этнических и национальных конфликтов.

Можно указать на универсальные возможности использования спроектированного таким образом библиографического продукта – репрезентативного источника и "смыслового ядра" в изучении конкретной исторической темы для решения исследовательских и образовательных задач. Смысловая визуализация является средством улучшения освоения разнородной информации, запечатленной и в визуально-пространственной памяти в информационно перегруженной среде.

Опираясь на полученный опыт, в 2020-2021 учебном году и в 2021-2022 учебном году специалистами библиотеки выполнены библиографические визуализированные обзоры изданий для обучающихся по запросу кафедры истории России по темам"Личность в истории России","Реформы и революции в России в 20 веке","Актуальные проблемы изучения отечественной истории". Данные ЭОБП ориентируют обучающихся на оптимальный предметный библиографический поиск в реальной и электронной сфере НБ, снижая факторы риска негативного воздействия"информационного шума", преодолевая информационную энтропию путем актуализации информации. Оригинальные электронные библиографические учебные издания вписаны в процесс информационного обеспечения образования и науки.

В проектировании ЭОБП как особого вида пособий, представляющих собой синтез библиографических указателей, виртуальных обзоров и онлайн-выставок, мы выявили, что для повышения их привлекательности и эффективности необходимы: формирование факторов повышения интереса обучающихся к изучению наиболее сложных, дискуссионных тем истории для развития исследовательской культуры будущего педагога; усиление аксиологического аспекта в мировоззренческом воспитании на основе ценностей и гражданской позиции молодежи; интеграция источников, библиографических сведений о документах с доступом к их электронным версиям в ЭБС (охват и дополненность в проектировании тематического ресурса); создание визуальных смыслобразов, оригинальной инфографики для усвоения большого объема информации; выявление показателей востребованности ЭОБП.

Библиотекой педагогического вуза повышается интегрирующая, интерпретативная роль библиографии в современном междисциплинарном знании, в движении"от голого факта – к смыслу истории" на всех этапах: проектирования, создания и использования библиографического информационного продукта. Она заключается в концептуальном решении"подачи" материала – корпуса изданий по теме (поиск различных типов документов, их отбор, преобразование, структурирование, оформление, транслирование), в отражении системности изучения исторического процесса, перспектив и возможностей исторического познания, в подтверждении мысли Н. Ф. Федорова о том, что библиография сама по себе не дает знания, но она – ключ к знанию. Ее роль в образовательной среде меняется: требуется"вовлечение" в процесс коммуникации с читателями на неформальном уровне.

ЭОБП имеют важное значение для информационного обеспечения исторических исследований по проблемам, требующим диалога для понимания сложных явлений прошлого и реальности. Они могут стать фактором повышения уровня профессиональной и гражданской культуры обучающихся – будущих педагогов-историков, гуманитариев с навыками исследовательской деятельности, рефлексии, нравственно-этической оценки. Как мы показали, ЭОБП призваны мотивировать, стимулировать, повышать читательскую познавательную интеллектуальную активность посредством не только оперативного нахождения данных, информирования, но и развития интереса: обсуждения проблем и противоречий; усвоения личностного опыта через интерпретацию, дискуссию, диалог. Это ставит проблему изучения ЭОБП в информационной поддержке исторического образования и исследований, влияющей на историческое мировоззрение и гражданско-патриотическое становление личности при организации мероприятий с читателями.

Библиография

1. Воронцова Е.А., Гарскова И.М. Информационное обеспечение российской исторической науки в информационном обществе: современное состояние и перспективы // Исторический журнал: научные исследования. 2013. № 5 (17). С. 487– 505. DOI: 10.7256/2222-1972.2013.5.9811. Электронный ресурс: http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=26500.

2. ИИЦ-Научная библиотека – участник Международного конкурса работ"Память о Холокосте – путь к толерантности". Электронный ресурс: http://library.uspu.ru/item/3075-iits-nauchnaya-biblioteka-uchastnik-mezhdunarodnogo-konkursa-rabot-pamyat-o-kholokoste-put-k-tolerantnosti.

3."К 100-летию Октябрьской революции". Виртуальная выставка изданий фонда ИИЦ-Научной библиотеки в актуальном проекте УрГПУ. Электронный ресурс: http://library.uspu.ru/item/3009-k-100-letiyu-oktyabrskoj-revolyutsii-virtualnaya-vystavka-izdanij-f....

4. Лучшие книги о Великой войне – новому поколению читателей [Электронный ресурс]: компьютерная презентация / Информ.-интеллектуал. центр – Науч. б-ка Урал. гос. пед. ун-та; сост. Л.Н. Якина. Екатеринбург: [б. и.], 2015. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).      

5. Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 138–141. Электронный ресурс: http://econf.rae.ru/article/5147.

Страницы: 1
Ответить
Читают тему
Форма ответов
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Файл
 


Яндекс.Метрика