В технологической и гуманитарной сферах деятельности Научной библиотеки в образовательной среде университета, как показывает практика, одним из необходимых и действенных способов библиотечно-библиографической работы становится создание электронных образовательных библиографических продуктов (ЭОБП) в формате компьютерных презентаций для обучающихся (тематических указателей в интерактивном режиме, визуализированых обзоров-онлайн) для продвижения учебных, учебно-методических и научных изданий, имеющихся в фонде и в электронных библиотечных системах (ЭБС).
Визуальные модели представления библиотечно-образовательных ресурсов посредством библиографической продукции реализуются в гуманитарно-просветительской деятельности НБ и в системе учебно-воспитательной работы вуза.
Практика показала: студентам малоэффективно предлагать библиографические списки. Подача библиографического материала изменяется, об этом говорят и преподаватели вуза. Для нового поколения читателей характерны такие предпочтения в восприятии материала, как динамичность, визуализация, интерактивность, компактность, структурность, удобство и быстрота доступа. Этим потребностям отвечают продукты на основе применения информационно-компьютерных и Интернет-технологий. С помощью сервиса Prezi.com создаются мультимедийные презентации с нелинейной структурой – виртуальные обзоры изданий в интерактивном формате.
Мы ориентируемся на демонстрацию электронных библиографических иллюстрированных продуктов в формате презентаций перед дискуссионной формой общения с читателями, но стараемся при этом сделать так, чтобы по охвату изданий и систематизации источников они были полноценными указателями и расширяли представления об изданиях по теме. Электронные иллюстрированные библиографические указатели в интерактивном онлайн-режиме работы охватывают значительный по объему рекомендованный репертуар для чтения, концентрируют сведения об изданиях под определенным углом зрения: исходя из целей и задач, категорий читателей, специфики указанных направлений. Постараемся раскрыть ее в проектировании образовательной библиографической продукции для изучения актуальных тем истории и формировании исторического сознания обучающихся.
Востребованность электронных образовательных библиографических продуктов с визуализацией подтверждается увеличивающимся количеством просмотров. Кроме того, они демонстрируются и комментируются на библиотечно-библиографических занятиях, в ходе проведения встреч с читателями – студентами вуза и школьниками, распространяются в образовательных учреждениях. Так, электронный визуализированный указатель по художественной литературе "Лучшие книги о Великой войне – новому поколению читателей" к 70-летию Победы был предоставлен во все школы Орджоникидзевского района Екатеринбурга. Издания (их более 60) распределены по разделам "Уральские писатели и поэты о Великой Отечественной войне" и"Детям и юношеству – о Великой войне".
Практика показала, что библиографический указатель в книжной коммуникации выполняет роль смыслового интегратора в комплексе с библиотечно-педагогическими технологиями в соответствии с приоритетными направлениями воспитательной работы вуза, что следует учитывать в проектировании ЭОБП и способов их использования. Базовые характеристики библиографии в информационном обеспечении деятельности профильных кафедр вуза, несомненно, относятся и к созданию ЭОБП для изучения актуальных тем студентами. В то же время, ее адресованность обучающимся привносит особенности, касающиеся поиска, отбора, обработки, систематизации, оформления, сохранения, распространения и предоставления репрезентативной достоверной информации в решении учебно-воспитательных, интеллектуально-исследовательских задач в изучения истории и в гуманитарных направлениях подготовки педагогов.
Мы наметим проектирование прообраза подобного продукта, определим логику и возможности его внедрения для построения модели тематических электронных библиографических продуктов образовательного типа при подготовке историков.
Выделим основные, на наш взгляд, исходные моменты в проектировании ЭОБП и общие принципы, на которые следует опираться. Ориентированность на изучение социально значимых, актуальных, дискуссионных тем в изучении истории для формирования исторического мышления и духовно-нравственных ценностей обучающихся задает логику и определяет возможности ЭОБП (принцип подчиненности проектирования образовательным целям и потребностям, интересам потребителя продукции и услуг). Содействие в решении учебно-воспитательных и научно-методических задач через продвижение качественной литературы, современных изданий, отвечающих нормам и требованиям доступности и безопасности образовательного контента, является доминантной функцией библиографии в вузе (принцип многовариантности решения с аргументированным выбором источников и обоснованной структуризацией в конструировании ЭОБП). Целесообразность в реализации познавательной, развивающей, воспитательной функций библиотеки обусловливает специфику проектирования соотношений элементов контента в структуре ЭОБП (слово-образов, названий разделов, их последовательности, библиографических данных, цитат, аннотаций, текстов, ссылок, визуализаций), актуализирует внедрение библиотечно-педагогических технологий.
Представим практику НБ в области библиографии по сопровождению образовательной деятельности в изучении актуальных тем истории в педагогическом вузе. Библиотека включилась в масштабный публицистический социально-исторический проект члена Союза журналистов России Н.М. Паэгле "Если бы не 1917, если бы не 1937…", реализованный в 2017 г. в УрГПУ. Нам хотелось показать роль библиографии в изучении резонансной темы революции, вызвавшей особое внимание; оказать содействие преподавателям кафедры истории России в подготовке участников к обсуждению проблемных вопросов в ходе проводимых мероприятий.
"К 100-летию Октябрьской революции" – виртуальный библиографический обзор публицистических и научных изданий фонда НБ по теме российской социалистической революции – пополнил рубрику "Публикации" на странице проекта. Необходимо было в привлекательной интерактивной форме представить репертуар изданий таким образом, чтобы показать читателям динамику исследования и трансформацию оценок событий, фактов, значения Октябрьской революции отечественными и зарубежными историками во временном и ценностном отношении. Принципы отбора были следующими: интеграция и дифференциация источников, целостность и выделение уникальных материалов по теме, визуальное решение с привнесением смысловых элементов для стимулирования изучения, осмысления противоречий, рефлексии различных интерпретаций в рассмотрении данного феномена. С целью повышения интереса читателей к системному углубленному изучению вопросов, связанных с событиями 1917 г. в России, повлиявшими на дальнейший ход развития мировой истории, книги сгруппированы по разделам: "Воспоминания и оценки революции современниками", "Издания, отражающие оценки Октябрьской революции историками советского периода", "Постсоветские исторические издания"; приводятся цитаты из текстов.
При проектировании ЭОБП "К 100-летию Октябрьской революции" мы консультировались с преподавателями профильных кафедр УрГПУ; ориентируя будущих педагогов-историков на повышение методических компетенций в обучении по одной из сложных тем отечественной истории, использовали новый учебно-методический комплекс по изучению истории в школе "История России" для 9 и 10 классов в соответствии с ФГОС основного общего образования. Если для обеспечения научной, исследовательской деятельности в указателе важны количественный и качественный показатели (охват изданий, релевантность), определяющие его когнитивный компонент, то в конструировании содержания ЭОБП не менее значимым становится его аффективное воздействие: мотивирующее, стимулирующее, воспитывающее), направленное на повышение познавательной активности субъекта. Данный указатель соответствует выделенным нами общепедагогическим целям и принципам, что позволяет считать библиографический источник репрезентативным для решения комплекса задач в достижении результатов личностного, предметного и метапредметного уровней, актуализированных ФГОС высшего образования.
Эти идеи и принципы развивались и при создании виртуального обзора изданий библиографического характера в компьютерной презентации "Забвению предать нельзя: читаем книги о трагедии Холокоста" – по теме, несущей трагический опыт истории и серьезный духовно-нравственный смысл. Для привлечения читателей к углубленному изучению и осмыслению вопросов, связанных с событиями массового преследования и уничтожения евреев нацистами в 1933–1945 гг., в обзоре были представлены: подборка из 30 публицистических и научных книг, научно-методических статей в педагогической периодике из фонда НБ с доступом к их электронным версиям в ЭБС; даны цитаты из этих книг – произведений известных ученых, актуализирующих проблемные зоны исследований по теме. Книги и библиографические сведения о них сгруппированы в разделы: "Воспоминания очевидцев. Еврейские авторы о Холокосте", "Российские ученые о еврейской трагедии ХХ века", "Издания зарубежных исследователей социологии Холокоста". Разделы сформированы таким образом, чтобы показать различные ракурсы видения событий и их оценки как уроков истории; углубить понимание структуры знания по теме; выделить аспекты исследовательской работы и методики проведения бесед в школе. Структура обзора задана принципами целостности в отборе источников, – показать: взгляд представителей народа, пострадавшего в трагедии Холокоста; опыт осмысления событий в российской историографии; рефлексию европейских ученых-гуманистов; методическую составляющую в освоении темы обучающимися. Духовно-нравственная оценка отображена в визуальном оформлении слайдов. Обеспечено использование ресурса в режиме удаленного доступа: просмотр контента; чтение библиографических записей и аннотаций, цитат с переходом к текстам электронных версий изданий в ЭБС.
Библиографический обзор предназначен для использования в качестве методического пособия при организации занятий, семинаров о трагедии Холокоста, в том числе при подготовке и проведении Уроков Толерантности в библиотеке УрГПУ и в образовательных учреждениях. Уже на этапе ознакомления читателей с изданиями он мотивирует их к постижению причин, сути процессов и осмыслению уроков Холокоста, воздействует на мировоззренческом уровне благодаря смысловым акцентам, подбору изданий, содержанию аннотаций, художественному оформлению. Потенциал данного ЭОБП, выполняющего роль смыслового интегратора, раскрыт на библиотечном занятии со студентами историками 4-го курса к Международному дню памяти жертв Холокоста; была применена диалоговая форма общения. Будущие педагоги получили опыт организации такого диалога в книжной коммуникации при обсуждениях со школьниками проблем этнических и национальных конфликтов.
Можно указать на универсальные возможности использования спроектированного таким образом библиографического продукта – репрезентативного источника и "смыслового ядра" в изучении конкретной исторической темы для решения исследовательских и образовательных задач. Смысловая визуализация является средством улучшения освоения разнородной информации, запечатленной и в визуально-пространственной памяти в информационно перегруженной среде.
Опираясь на полученный опыт, в 2020-2021 учебном году и в 2021-2022 учебном году специалистами библиотеки выполнены библиографические визуализированные обзоры изданий для обучающихся по запросу кафедры истории России по темам"Личность в истории России","Реформы и революции в России в 20 веке","Актуальные проблемы изучения отечественной истории". Данные ЭОБП ориентируют обучающихся на оптимальный предметный библиографический поиск в реальной и электронной сфере НБ, снижая факторы риска негативного воздействия"информационного шума", преодолевая информационную энтропию путем актуализации информации. Оригинальные электронные библиографические учебные издания вписаны в процесс информационного обеспечения образования и науки.
В проектировании ЭОБП как особого вида пособий, представляющих собой синтез библиографических указателей, виртуальных обзоров и онлайн-выставок, мы выявили, что для повышения их привлекательности и эффективности необходимы: формирование факторов повышения интереса обучающихся к изучению наиболее сложных, дискуссионных тем истории для развития исследовательской культуры будущего педагога; усиление аксиологического аспекта в мировоззренческом воспитании на основе ценностей и гражданской позиции молодежи; интеграция источников, библиографических сведений о документах с доступом к их электронным версиям в ЭБС (охват и дополненность в проектировании тематического ресурса); создание визуальных смыслобразов, оригинальной инфографики для усвоения большого объема информации; выявление показателей востребованности ЭОБП.
Библиотекой педагогического вуза повышается интегрирующая, интерпретативная роль библиографии в современном междисциплинарном знании, в движении"от голого факта – к смыслу истории" на всех этапах: проектирования, создания и использования библиографического информационного продукта. Она заключается в концептуальном решении"подачи" материала – корпуса изданий по теме (поиск различных типов документов, их отбор, преобразование, структурирование, оформление, транслирование), в отражении системности изучения исторического процесса, перспектив и возможностей исторического познания, в подтверждении мысли Н. Ф. Федорова о том, что библиография сама по себе не дает знания, но она – ключ к знанию. Ее роль в образовательной среде меняется: требуется"вовлечение" в процесс коммуникации с читателями на неформальном уровне.
ЭОБП имеют важное значение для информационного обеспечения исторических исследований по проблемам, требующим диалога для понимания сложных явлений прошлого и реальности. Они могут стать фактором повышения уровня профессиональной и гражданской культуры обучающихся – будущих педагогов-историков, гуманитариев с навыками исследовательской деятельности, рефлексии, нравственно-этической оценки. Как мы показали, ЭОБП призваны мотивировать, стимулировать, повышать читательскую познавательную интеллектуальную активность посредством не только оперативного нахождения данных, информирования, но и развития интереса: обсуждения проблем и противоречий; усвоения личностного опыта через интерпретацию, дискуссию, диалог. Это ставит проблему изучения ЭОБП в информационной поддержке исторического образования и исследований, влияющей на историческое мировоззрение и гражданско-патриотическое становление личности при организации мероприятий с читателями.
Библиография
1. Воронцова Е.А., Гарскова И.М. Информационное обеспечение российской исторической науки в информационном обществе: современное состояние и перспективы // Исторический журнал: научные исследования. 2013. № 5 (17). С. 487– 505. DOI: 10.7256/2222-1972.2013.5.9811. Электронный ресурс:
2. ИИЦ-Научная библиотека – участник Международного конкурса работ"Память о Холокосте – путь к толерантности". Электронный ресурс:
3."К 100-летию Октябрьской революции". Виртуальная выставка изданий фонда ИИЦ-Научной библиотеки в актуальном проекте УрГПУ. Электронный ресурс:
4. Лучшие книги о Великой войне – новому поколению читателей [Электронный ресурс]: компьютерная презентация / Информ.-интеллектуал. центр – Науч. б-ка Урал. гос. пед. ун-та; сост. Л.Н. Якина. Екатеринбург: [б. и.], 2015. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 138–141. Электронный ресурс: