Патриотическое воспитание молодежи в настоящее время является одной из первостепенных общественных задач. По мнению специалистов, для формирования патриотических чувств необходимо знакомить молодежь с историей народа, страны, героями, выдающимися деятелями науки, культуры, техники, а также атрибутами и государственными символами.
Краеведение всегда являлось одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Прошлое и настоящее республики, края, области, города, села, опыт предшествующих поколений, их традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое – все это зачастую является темой библиотечных мероприятий. Любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Краеведческая работа в библиотеке невозможна без работы с книгой - исторической и краеведческой литературой, отражающей все периоды различных сторон жизни нашего края и народа. Литература краеведческой направленности содержит огромный воспитательный потенциал. Приобщить детей и молодежь к чтению, показать им всю красоту и привлекательность книжного мира – одна из важнейших задач библиотеки.
Кроме работы непосредственно с книгой, краеведческая работа в библиотеке включает в себя:
- реализацию различных проектов, акций, конкурсов, мероприятий, выставок, социологических исследований среди молодежи;
- издание методических пособий и рекомендаций для библиотекарей, работающих с молодежью.
Традиционно ГБУК РТ "Республиканская юношеская библиотека" проводит республиканские конкурсы, направленные на воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения.
В 2021 году в целях стимулирования интереса молодежи к чтению краеведческой литературы, содействия формированию исторической памяти, осознанию причастности к родной истории и культуре, необходимости их изучения и сохранения был проведен молодежный конкурс мультимедийных проектов по краеведению "Свои истоки должен помнить каждый".
Задачами конкурса являлись:
- актуализация краеведческих информационных ресурсов библиотек, повышение мотивации к использованию этих ресурсов;
- активизация творческих, познавательных и интеллектуальных способностей молодых читателей через вовлечение их к чтению литературы краеведческой направленности;
- освоение новых технологий и методов популяризации чтения среди молодежи;
- вовлечение молодежи в разработку и создание молодежного информационного контента, направленного на популяризацию историко-культурного наследия народов, проживающих в Республике Татарстан;
- выявление талантливой молодежи в Республике Татарстан.
Участвовать в конкурсе приглашались читатели общедоступных библиотек Республики Татарстан от 14 до 25 лет.
На конкурс можно было направить работы на такие темы, как:
- сохранение культурных традиций и обычаев народов, проживающих в Республике Татарстан;
- литературное наследие, топонимика родного края;
- выдающиеся люди родного края;
- история края.
Основное требование – работы должны были быть логически связаны с представлением книги (упоминанием, рассказом).
Всего на конкурс поступило 140 работ от 138 участников со всей Республики Татарстан.
Работы многих конкурсантов отличались творческим подходом и оригинальностью исполнения, возможностью последующего использования в библиотечных мероприятиях, а также на уроках истории и краеведения.
Наибольшее количество баллов набрали 18 работ, которые вошли в финал конкурса. Перед членами оргкомитета встала нелегкая задача: определить тройку лучших в двух возрастных группах.
Конкурс еще раз показал, что молодые люди интересуются историей и культурой родного края. Человеку свойственна привязанность к родной земле, это светлое чувство, лежащее в основе нашего мировоззрения. Что проявляется в потребности видеть знакомые с детства поля и леса, реки и озера, в общении с друзьями, соседями и земляками.
По результатам анализа представленных конкурсных работ было видно, что немало участников увлечены
Первое место в возрастной группе от 14 до 18 лет занял Булат Шайгарданов (15 лет, г. Бугульма), его работа была посвящена родному городу Бугульме и выдающимся людям. В своей работе Б. Шайгарданов знакомит с романом Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны". В романе несколько глав о похождениях Швейка в городе Бугульме. В городе литератор пробыл только два месяца, но этого времени хватило, чтобы Бугульма завоевала его сердце. "Бугульме на карте мало места, но много – в сердце моем..." – сейчас эти слова Гашека звучат как бальзам на душу для жителей Бугульмы.
Примером хорошей исследовательской работы являлась работа Камили Билаловой (17 лет, Чистополь) – занявшей 2-е место в возрастной группе от 14 до 18 лет. В конкурсной работе запечатлена история, которая хранит память о ее предках, раскрываются многие подробности их далекого прошлого. Участница смогла собрать подробную информацию, разыскать документы и фотографии, расспросить родственников.
Никого не оставила равнодушным работа Камили Мусиной (17 лет, г. Нижнекамск). Она рассказала про историю села Шереметьевка и бывшего детского дома, который был эвакуирован из-под Москвы в село в начале Великой Отечественной войны и просуществовал до 1958 года. Она поделилась воспоминаниями о воспитанниках и показала дневники директора этого детского дома. Работа Камили Мусиной заняла второе место в возрастной группе от 14 до 18 лет.
Республика Татарстан – это многонациональная республика, на территории которой уже на протяжении многих столетий мирно проживают представители многих национальностей. Поэтому, неудивительно, что много конкурсных работ было на тему "Сохранение культурных традиций и обычаев народов, проживающих в Республике Татарстан".
О представителях своего рода и традициях кряшен рассказала директор Ципьинского сельского дома культуры Балтасинского района Алиса Низамова. Она заняла первое место в возрастной группе от 19 до 25 лет.
Участница конкурса библиотекарь Арской централизованной библиотечной системы Адиля Ахметзянова (20 лет, Арский район) рассказала о своем земляке, известном публицисте, писателе, поэте Рафике Юнусове. Она заняла второе место в возрастной группе от 19 до 25 лет.
С творчеством поэтессы Г.С. Муртазиной познакомила участница конкурса Алина Дадабаева (25 лет, Бугульминский район). Она заняла 3-е место в возрастной группе от 19 до 25 лет. Алина зачитала стихотворение "Кил син, иркәм, Кодаш буйларына". В самом названии заложена тема стихотворения – любовь к Родине, к малой Родине. В нем поэтесса воспевает родное село. Стихи просты и понятны слушателям, так как выражают мысли о мире, добре, любви и красоте родного края.
Несомненно, что конкурс "Свои истоки должен помнить каждый" смог еще раз показать участникам, что любовь к родному краю можно выразить не только поступком или словом, но и творческой работой. Мы должны знать твердо - "откуда мы пошли, откуда родом".
По результатам конкурса финалисты получили дипломы, благодарственные письма и памятные подарки. Все участники конкурса, не вошедшие в финал, получили сертификаты участников.
Большая поддержка в организации работы по привлечению своих читателей к участию в конкурсе была оказана сотрудниками централизованных библиотечных систем муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан. По итогам конкурса 5 наиболее активных централизованных библиотечных систем были награждены поощрительными призами.