Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
350051, г. Краснодар, ул. Офицерская, 43
Версия для незрячих

СОВРЕМЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ГЛАЗАМИ ПРОСТОГО БИБЛИОТЕКАРЯ


Страницы: 1
Ответить
RSS
СОВРЕМЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ГЛАЗАМИ ПРОСТОГО БИБЛИОТЕКАРЯ, Жанар Кумарбековна Серикпаева, руководитель центра краеведения коммунального государственного учреждения "Восточно-Казахстанская областная детско-юношеская библиотека" управления культуры Восточно-Казахстанской области, Республика Казахстан
 

Краеведение всегда было интересно людям, прежде всего, безоглядно любящим свой край. Безусловно, основная масса обывателей при всей своей любви к родной земле проявляет значительный интерес к изучению и познанию успешно раскрученных, известных культурных объектов и ценностей ближнего и дальнего зарубежья. И основная задача краеведов, в том числе и библиотечного краеведения, изменить это отношение, заинтересовать, научить видеть, "читать" язык природного и культурного наследия, ценить и беречь свой край как часть большой Родины.

В краеведческой деятельности ВК ОДЮБ можно смело выделить три направления: литературное, историческое и природоведческое. Литературное направление – самое близкое и понятное любому сотруднику библиотеки. И главный аргумент рядом, на книжных полках!

"Книга – не просто тренажер ума, а как необходимый продукт, в котором собраны все витамины: духовные, интеллектуальные…" (из речи Олжаса Сулейменова[1]).

В обширном списке истинных знатоков края в особом ряду писатели: прозаики, поэты, писатели-натуралисты… Описывая в произведениях природу, события разного уровня и масштаба из жизни региона и даже свои эмоции и душевные порывы, они вносят существенный вклад в копилку исторической памяти края. Поэтому важной задачей библиотекарей, занимающихся литературным краеведением, является продвижение их творчества в читательскую среду.

В фундамент успешного сотрудничества с авторами всегда закладываются личностные мотивы, а именно: дружеская симпатия, уважительность, желание познавать самому и делиться с другими. Дружба с литераторами позволяет сотрудникам библиотеки в числе первых знакомиться с книжными новинками, устраивать презентации новых книг, организовывать творческие встречи, посиделки, различные конкурсы по чтению, привлекая авторов к участию в них как членов жюри, почетных гостей и др.

К слову, не просто организовывать встречи, презентации и прочее, а с учетом проблем, диктуемых современными реалиями. То есть, преодолевая порог всеобщей информативной "усталости" и перенасыщенности событиями, низкой читательской активности и отсутствия интереса к своему краю, его истории.

Как происходит это самое преодоление? В поиске новых приемов, форм, подходов и успешном их применении на практике. Иногда достаточно одного небольшого, но креативного, акцентного штриха, чтобы традиционное и привычное мероприятие наполнилось новыми красками восприятия.

К примеру, тепло и атмосферно прошла презентация новых книг для детей писателей ВКО "Детство затаилось под пером". У каждой книги своя история создания, свои герои и мир, в котором органично все – сюжет,"сказочная" правда, искренность и вера в счастливый конец. "Волшебные" сборники получили максимальную возможность "раскрыться" перед читателем: литмонтаж сказки "Царство теней" Алины Тайги, видеовзгляд на одну из историй сборника Ирины Каланчиной[2] "Вместе весело","Зимняя колыбельная" от Ольги Тарлыковой[3] как музыкальная минутка. Но кульминировало перформативное чтение фрагмента из сказки Натальи Медведевой[4] "Про молодца и лень великую". Перформативное чтение как метод театрализации удачно способствовало эмоциональному и визуальному восприятию произведения в целом. Отметим, что видеозапись действия многократно использовалась автором на встречах с юными читателями в школах города и районах области.

При знакомстве с новыми книгами отлично работает тактика привлечения потенциальных читателей к сотворчеству и соучастию. Так, для проведения уже ставшего традиционным символического обряда "Тұсау кесер[5]" - разрезание ленты на стопке новых книг с добрыми пожеланиями долгой и счастливой жизни литературному труду и его автору привлекается не только издатель или коллега по перу, но и читатель, участник мероприятия. Таким образом, юный читатель становится соучастником и чувствует некую ответственность за дальнейшую судьбу издания.

Как пример сотворчества – привлечение к чтению через рисование. Всем известна тяга детей к рисованию. Юным художникам предложили нарисовать иллюстрации к сказке Любови Медведевой[6] "Гандрогера обыкновенная". Сюжет, как говорится, захватил, картины нарисованы. А затем была организована выставка-инсайт[7] "Гандрогера обыкновенная и все, все, все…". Участники примеряли на себя образы пухленькой Маши и пронырливого Миньки, обсуждали причины поступков героев, знакомили присутствующих со своими работами. Особую симпатию вызвала разумная межгалактическая сущность – Гандрогера. Все желающие смогли сделать для себя ее маленькую копию в импровизированной "кактусовой мастерской". Озарение, догадка и чувство маленькой победы сопровождали ребят на протяжении встречи. Однозначно, юные художники еще не раз будут обращаться к творчеству Л. Медведевой. Ведь на страницах ее книг живут вполне современные, удивительные и необычные герои.

Безусловно, сотворчество и соучастие делает героев произведений узнаваемыми, "своими", формирует книжную привлекательность и "вкусность", помогает погрузиться всем участникам в неповторимую сказочную атмосферу.

Краеведение сегодня успешно уживается и на страницах социальных сетей. Причем аудитория самая разная и интересы тоже. Поэтому и тематический забег обширен. Сегодня, чтобы побеждать в борьбе за читательское внимание, библиотекарь-краевед способен взять интервью у профессора истории на месте археологических раскопок, связаться с художником-земляком, проживающим на другом континенте, предложить необычный творческий конкурс подросткам... В качестве примеров – серии видеовыпусков об археологических раскопках и интервью с земляками, известными личностями страны (Зейноллой Самашевым[8], Досханом Жолжаксыновым[9] и др.), серия видеорассказов "Алтай суретшілер көзімен" о художниках-земляках, пишущих природу Восточного Казахстана. За два года эта рубрика познакомила с 12 талантливыми живописцами, живущими за пределами не только области, но и страны, материка. Занимательно проходят конкурсы: этноволонтеров "Сен БІЛУГЕ тиіссің. Ты должен ЗНАТЬ" на лучшую работу по исследованию топонимов ВКО и связанных с их происхождением преданий, легенд и историй, челлендж "90 шагов", где участники рассказывали о ярком и знаковом событии своего населенного пункта, своей малой родины, делая вместе с пользователями социальных страниц "шаг" в составление общей "карты впечатлений" о ВКО в ее юбилейный год.

Совпадение используемого контента с возможными увлечениями детей, подростков, молодежи – большая удача и как минимум, часть успеха.

К слову, краеведами библиотеки смело апробируются интересные идеи: тайм-путешествия "По следам великих путешественников", онлайн-тестирование "Соғыс туралы оқимын. А я читаю книги о войне?" по тексту произведений о войне, серия выпусков занимательного видео "По следам великих сражений", различные фестивали, международные конференции, объемные выставки-инсталляции "Приговор приведен к исполнению", "В мифологическом пространстве номадов Алтая" и др., галерея портретов "Қалдырған ізің мәңгілік…", фотовернисаж "Азбука природы ВКО", эко-маршрут "Қымыз - дертке дауа, жанға шипа. Кумысотерапия - путь к долголетию" совместно с коллегами из г. Астрахани и жителями села Кос-Агаш (Республика Алтай, РФ), платформа аrtefact "Народный промысел руками молодых" и многое др. У многих проектов своя аудитория, как, например, у рубрики "Ғасырлар қазынасының шежіресі" в форме занимательной библиотеки, рассказывающей о традиционном песенном искусстве казахов и его представителях - исполнителях (сал-сері): жыршы, термеші, акыны, дәстүрлі әнші.

"Восточный Казахстан – сердце Евразии" - так назвал свою книгу, материал к которой собирался более 30 лет, известный писатель-натуралист, краевед Борис Щербаков. И это простая истина. Здесь зародился тюркский мир, начинающийся с гуннов, создавших сакскую цивилизацию и первую степную империю, стал золотой колыбелью всего тюркского мира. Здесь есть все для полноценного существования – красивейшая природа, талантливые люди, богатая история. Осталось только все это богатство любить, ценить и сохранить для следующих поколений. И это основная цель в работе простого краеведа.






[1] Сулейменов Олжас - казахский общественный деятель, поэт, писатель, дипломат и литературовед, Герой Труда Казахстана, Народный писатель Казахской ССР. Основатель ОД "Невада – Семипалатинск"



[2] Каланчина И.Б.- писатель, публицист, редактор, член ВКО ЛитО "Звено Алтая", член СП России, возглавляет "Казахстанское объединение членов Союза писателей России".



[3] Тарлыкова О. - писатель, член Союза писателей России, сотрудник ВК областного историко-краеведческого музея.



[4] Матвеева Н.С. – поэт, прозаик, член Союза Писателей России, Председатель ВКО ЛитО "Звено Алтая".



[5] Тұсау кесер — казахский обряд, посвященный ребенку, дословно — разрезание пут.



[6] Медведева Л.Г.– поэт, писатель, член-корр.Петровской академии наук и искусств, член СП России.



[7] Инсайт —озарение, внезапно пришедшее осознание, понимание.



[8] Самашев З.– доктор истор. наук, заслуженный деятель РК, лауреат премии "Платиновый Тарлан", член-корреспондент Германского института археологии.



[9] Жолжаксынов Д. - советский и казахстанский актёр, кинорежиссёр. Народный артист Казахстана, лауреат Гос. премии РК в области литературы и искусства.

Страницы: 1
Ответить
Читают тему
Форма ответов
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Файл
 


Яндекс.Метрика