Краеведение всегда было интересно людям, прежде всего, безоглядно любящим свой край. Безусловно, основная масса обывателей при всей своей любви к родной земле проявляет значительный интерес к изучению и познанию успешно раскрученных, известных культурных объектов и ценностей ближнего и дальнего зарубежья. И основная задача краеведов, в том числе и библиотечного краеведения, изменить это отношение, заинтересовать, научить видеть, "читать" язык природного и культурного наследия, ценить и беречь свой край как часть большой Родины.
В краеведческой деятельности ВК ОДЮБ можно смело выделить три направления: литературное, историческое и природоведческое. Литературное направление – самое близкое и понятное любому сотруднику библиотеки. И главный аргумент рядом, на книжных полках!
"Книга – не просто тренажер ума, а как необходимый продукт, в котором собраны все витамины: духовные, интеллектуальные…" (из речи Олжаса Сулейменова
В обширном списке истинных знатоков края в особом ряду писатели: прозаики, поэты, писатели-натуралисты… Описывая в произведениях природу, события разного уровня и масштаба из жизни региона и даже свои эмоции и душевные порывы, они вносят существенный вклад в копилку исторической памяти края. Поэтому важной задачей библиотекарей, занимающихся литературным краеведением, является продвижение их творчества в читательскую среду.
В фундамент успешного сотрудничества с авторами всегда закладываются личностные мотивы, а именно: дружеская симпатия, уважительность, желание познавать самому и делиться с другими. Дружба с литераторами позволяет сотрудникам библиотеки в числе первых знакомиться с книжными новинками, устраивать презентации новых книг, организовывать творческие встречи, посиделки, различные конкурсы по чтению, привлекая авторов к участию в них как членов жюри, почетных гостей и др.
К слову, не просто организовывать встречи, презентации и прочее, а с учетом проблем, диктуемых современными реалиями. То есть, преодолевая порог всеобщей информативной "усталости" и перенасыщенности событиями, низкой читательской активности и отсутствия интереса к своему краю, его истории.
Как происходит это самое преодоление? В поиске новых приемов, форм, подходов и успешном их применении на практике. Иногда достаточно одного небольшого, но креативного, акцентного штриха, чтобы традиционное и привычное мероприятие наполнилось новыми красками восприятия.
К примеру, тепло и атмосферно прошла презентация новых книг для детей писателей ВКО "Детство затаилось под пером". У каждой книги своя история создания, свои герои и мир, в котором органично все – сюжет,"сказочная" правда, искренность и вера в счастливый конец. "Волшебные" сборники получили максимальную возможность "раскрыться" перед читателем: литмонтаж сказки "Царство теней" Алины Тайги, видеовзгляд на одну из историй сборника Ирины Каланчиной
При знакомстве с новыми книгами отлично работает тактика привлечения потенциальных читателей к сотворчеству и соучастию. Так, для проведения уже ставшего традиционным символического обряда "Тұсау кесер
Как пример сотворчества – привлечение к чтению через рисование. Всем известна тяга детей к рисованию. Юным художникам предложили нарисовать иллюстрации к сказке Любови Медведевой
Безусловно, сотворчество и соучастие делает героев произведений узнаваемыми, "своими", формирует книжную привлекательность и "вкусность", помогает погрузиться всем участникам в неповторимую сказочную атмосферу.
Краеведение сегодня успешно уживается и на страницах социальных сетей. Причем аудитория самая разная и интересы тоже. Поэтому и тематический забег обширен. Сегодня, чтобы побеждать в борьбе за читательское внимание, библиотекарь-краевед способен взять интервью у профессора истории на месте археологических раскопок, связаться с художником-земляком, проживающим на другом континенте, предложить необычный творческий конкурс подросткам... В качестве примеров – серии видеовыпусков об археологических раскопках и интервью с земляками, известными личностями страны (Зейноллой Самашевым
Совпадение используемого контента с возможными увлечениями детей, подростков, молодежи – большая удача и как минимум, часть успеха.
К слову, краеведами библиотеки смело апробируются интересные идеи: тайм-путешествия "По следам великих путешественников", онлайн-тестирование "Соғыс туралы оқимын. А я читаю книги о войне?" по тексту произведений о войне, серия выпусков занимательного видео "По следам великих сражений", различные фестивали, международные конференции, объемные выставки-инсталляции "Приговор приведен к исполнению", "В мифологическом пространстве номадов Алтая" и др., галерея портретов "Қалдырған ізің мәңгілік…", фотовернисаж "Азбука природы ВКО", эко-маршрут "Қымыз - дертке дауа, жанға шипа. Кумысотерапия - путь к долголетию" совместно с коллегами из г. Астрахани и жителями села Кос-Агаш (Республика Алтай, РФ), платформа аrtefact "Народный промысел руками молодых" и многое др. У многих проектов своя аудитория, как, например, у рубрики "Ғасырлар қазынасының шежіресі" в форме занимательной библиотеки, рассказывающей о традиционном песенном искусстве казахов и его представителях - исполнителях (сал-сері): жыршы, термеші, акыны, дәстүрлі әнші.
"Восточный Казахстан – сердце Евразии" - так назвал свою книгу, материал к которой собирался более 30 лет, известный писатель-натуралист, краевед Борис Щербаков. И это простая истина. Здесь зародился тюркский мир, начинающийся с гуннов, создавших сакскую цивилизацию и первую степную империю, стал золотой колыбелью всего тюркского мира. Здесь есть все для полноценного существования – красивейшая природа, талантливые люди, богатая история. Осталось только все это богатство любить, ценить и сохранить для следующих поколений. И это основная цель в работе простого краеведа.